Минприроды России в рамках полномочий рассмотрело обращение (вх. от 16 сентября 2021 г. N 25359-ОГ/50) по вопросу применения Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 2 ноября 1996 г. (далее - Инструкция) при проведении контрольно-надзорных мероприятий в сфере природопользования, в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и сообщает.
Понятия, указанные в Инструкции не соответствуют понятийному аппарату Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), регулирующего деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (далее - ОРО); твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Требования к ОРО определены статьей 12 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 21 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. (далее - Единые требования) объекты размещения ТКО предназначены:
для хранения видов отходов, выделенных из состава ТКО (за исключением отходов органического происхождения), предназначенных для дальнейшего обезвреживания, и (или) утилизации, и (или) захоронения;
для захоронения ТКО, не подлежащих дальнейшей утилизации.
Требования к ОРО определены пунктами 22-32 Единых требований.
В соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, осуществление контрольно-надзорных мероприятий не входит в полномочия Минприроды России.
Согласно пункту 1 положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами.
Заместитель директора Департамента |
Б.В. Французов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минприроды указало, что понятия, имеющиеся в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, не соответствуют понятийному аппарату Закона об отходах производства и потребления. При этом разъяснено, что относится к объектам размещения отходов, к твердым коммунальным отходам (ТКО), для чего предназначены объекты размещения ТКО.
Относительно применения инструкции при проведении контрольно-надзорных мероприятий указано, что реализация таких мероприятий не входит в компетенцию Минприроды. Этим занимается Росприроднадзор.
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 октября 2021 г. N 25-50/13815-ОГ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был