Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (подготовлен Минтрудом России 27.10.2016)

Обзор документа

Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (подготовлен Минтрудом России 27.10.2016)

Досье на проект

В соответствии со статьей 81 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства 2008, N52 (ч.1), ст. 6249), с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства 2015, N 29 (ч.1), ст. 4372), Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в:

Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 4995, 2015, N30, ст. 4586);

Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N35, ст. 5326).

2. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы по труду и занятости, а также средств, предусмотренных указанному федеральному органу исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 года. 

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.А. Медведев

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "____" _________г. N ____

Изменения,
которые вносятся в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. В Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 4995, 2015, N 30, ст. 4586):

а) пункт 2 дополнить абзацем в следующей редакции:

"Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";

б) пункт 9 признать утратившим силу;

в) дополнить пунктами 17- 26 в следующей редакции:

"17. Отнесение работодателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения работодателей к категориям риска согласно приложению.

Риск-ориентированный подход при организации государственного надзора в сфере труда не распространяется на работодателей - физических лиц.

18. Отнесение работодателей к категориям риска осуществляется:

1) решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации - при отнесении работодателей к категориям высокого риска;

2) решениями главных государственных инспекторов труда в субъектах Российской Федерации - при отнесении работодателей к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

19. В случае пересмотра указанного в пункте 18 настоящего Положения решения об отнесении работодателя к категории риска, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решение об отнесении работодателя к соответствующей категории риска.

Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении работодателя к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении работодателя к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении работодателя к определенной категории риска работодатель считается отнесенным к категории низкого риска.

20. Проведение плановых проверок в отношение работодателей в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории высокого риска - один раз в 3 года;

для категории значительного риска - один раз в 4 года;

для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;

для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

21. Федеральный государственный орган надзора в сфере труда ведет перечень работодателей, которым присвоены категории риска (далее - перечень). Включение работодателей в перечень осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении работодателей к соответствующим категориям риска.

22. Перечень содержит следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности которых присвоена категория риска;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место нахождения работодателя;

д) реквизиты решения о присвоении работодателю категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении работодателя к категории риска.

23. На официальном сайте федерального государственного органа надзора в сфере труда в срок до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация из перечня о работодателях, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности, которых присвоены указанные категории риска;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя;

д) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

е) категория риска и дата принятия решения об отнесение работодателя к категории риска.

24. Размещение информации, указанной в пункте 23 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

25. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя федеральный государственный орган надзора в сфере труда предоставляет им информацию о присвоенной категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их к определенной категории риска.

Информация о присвоенной категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их к определенной категории риска предоставляются в течение пятнадцати дней с даты получения запроса.

26. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в установленном порядке в федеральный государственный орган надзора в сфере труда заявление об изменении присвоенной им ранее категории риска.";

г) дополнить Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приложением следующего содержания:

"Приложение
Положению о федеральном государственном надзоре
за соблюдением трудового законодательства и
иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права

Критерии
отнесения работодателей к категориям риска

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели относятся к следующим категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда (жизнь и здоровье работников, иные права и законные интересы работников), определяемого в соответствии с пунктом 2 настоящего приложения:

а) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда составляет от 0,4 до 0,6 - высокий риск;

б) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда составляет от 0,2 до 0,4 - значительный риск;

в) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда составляет от 0,15 до 0,2 - средний риск;

г) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда составляет от 0,1 до 0,15 - умеренный риск;

д) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда составляет менее 0,1 - низкий риск.

2. Показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда (Р) определяется по формуле (1):

(1)

где:

- показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), при осуществлении определенного вида деятельности;

- показатель частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности.

Значения показателя частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) приведены в Перечне значений показателей частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности (приложение к критериям отнесения работодателей к категориям риска) и актуализируются (пересматриваются) федеральным государственным органом надзора в сфере труда не реже, чем один раз в три года.

Ку - коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

3. Показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями обязательных требований (Т) определяется по формуле (2):

    (2)

где:

ПВ - показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда;

М - показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках случаев причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда.

4. Значения показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности (ПВ) определяются по формуле (3):

    (3)

где:

- показатель потенциального вреда непосредственно жизни и здоровью работников;

- показатель потенциального вреда иным правам и законным интересам работников.

5. Значения показателя потенциального вреда непосредственно жизни и здоровью работников (Пжз) и показателя потенциального вреда иным правам и законным интересам работников (Пп) приведены в Перечне значений показателей частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности (приложение к критериям отнесения работодателей к категориям риска) и актуализируются (пересматриваются) федеральным государственным органом надзора в сфере труда не реже, чем один раз в три года.

6. Значения показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках случаев причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М) определяются в зависимости от среднесписочной численности работников, занятых у работодателя:

а) при среднесписочной численности работников менее 200 человек - 0,5;

б) при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек - 0,7;

в) при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек - 1;

г) при среднесписочной численности работников от 1000 человек - 1,5.

7. Значение коэффициента устойчивости добросовестного поведения работодателей, связанного с исполнением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Ку), принимается равным 1.

Для работодателей, с численностью работающих более 1000 человек, значение коэффициента устойчивости добросовестного поведения работодателей, связанного с исполнением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Ку), определяется индивидуально для каждого работодателя федеральным государственным органом надзора в сфере труда.

Для уменьшения установленного значения коэффициента устойчивости добросовестного поведения работодателя, связанного с исполнением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Ку), работодатели, не позднее 1 июля текущего календарного года могут обратиться в федеральный государственный орган надзора в сфере труда.

Значения коэффициента устойчивости добросовестного поведения работодателей, связанного с исполнением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Ку) рассчитывается федеральным государственным органом надзора в сфере труда в текущем году и устанавливается на очередной год при планировании плановых проверок, по итогам деятельности хозяйствующего субъекта за три года, предшествующих текущему, исходя из показателей, учитывающих состояние соблюдения законодательства в сфере труда по формуле:

Ку=1 - Кж-Кн-Кт-Кз- Кадм-Кп-Ксуохт-Кк-Ксуот

Расчет Ку осуществляется на основе переменных показателей деятельности хозяйствующих субъектов (критериев риска), где:

понижающими коэффициентами показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда являются:

а) отсутствие подтвержденных жалоб за последние 3 года, предшествующих текущему (Кж)-0,1

б) отсутствие нарушений трудового законодательства, за 3 года, предшествующих текущему (Кн)-0,1;

в) отсутствие фактов задолженности по заработной плате, за предшествующий год (Кз) - 0,1;

г) отсутствие случаев травматизма (Кт) в том числе:

Кт=Ктс+Ктт+Ктл,

где:

- смертельных несчастных случаев, признанных связанными с производством, за 3 года, предшествующих текущему (Ктс)-0,1;

- тяжелых несчастных случаев, признанных связанными с производством, за 3 года, предшествующих текущему (Ктт)-0,5;

- легких несчастных случаев, признанных связанными с производством, за 3 года, предшествующих текущему (Ктл) -0,025;

д) отсутствие назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда, за 3 года, предшествующих текущему (Кадм)-0,1;

е) отсутствие фактов протестных акций работников хозяйствующего субъекта, за предшествующий год (Кп)-0,1.

ё) внедрена система управления охраной труда, имеются мероприятия по улучшению условий труда работников (Ксуохт)- 0,1;

ж) наличие заключенного коллективного договора (Кк)-0,1;

з) проведено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (Кд)-0,1;

к) проведена специальная оценка условий труда (ранее на основе аттестации рабочих мест по условиям труда) за 5 лет, предшествующих текущему (Ксуот);

Ксуот - коэффициент проведения специальной оценки условий труда в хозяйствующем субъекте рассчитывается как отношение разницы числа рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда), и числа рабочих мест, условия труда на которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам проведения специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда), к общему количеству рабочих мест в хозяйствующем субъекте.

Коэффициент Ксуот рассчитывается по следующей формуле:

Ксуот = (К1 - К3) / К2,

где: К1 - количество рабочих мест, в отношении которых проведена оценка условий труда на 1 января текущего календарного года;

К2 - общее количество рабочих мест;

К3 - количество рабочих мест с вредными условиями труда на которых проведена специальная оценка условий труда на 1 января текущего календарного года.

При отсутствии вышеуказанных сведений понижающие коэффициенты показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда равны 0.

Понижающие коэффициенты рассчитываются на основании:

данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами федерального государственного органа надзора в сфере труда за три года, предшествующих текущему;

сведений о травматизме, за 3 года, предшествующих текущему;

сведений о задолженности по заработной плате, за 3 года, предшествующих текущему;

сведений о фактах протестных акций работников хозяйствующего субъекта, за 3 года, предшествующих текущему;

сведения о внедрении системы управления охраной труда, о наличии коллективного договора представляются хозяйствующим субъектом в заявительном порядке.

Форма и порядок предоставления сведений разрабатывается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Приложение
к критериям отнесения работодателей
к категориям риска

Перечень
значений показателей частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности

Наименование вида деятельности Показатель частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) (Кв) Показатель потенциального вреда непосредственно жизни и здоровью работников (Пжз) Показатель потенциального вреда иным правам и законным интересам работников (Пп)
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (A) 0,092 6 5
Добыча полезных ископаемых (B) 0,077 6 3
Обрабатывающие производства (C) 0,062 5 5
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D) 0,062 4 3
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E) 0,046 4 3
Строительство (F) 0,069 6 6
Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (G) 0,054 2 2
Транспортировка и хранение (H) 0,046 4 3
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (I) 0,069 2 1
Деятельность в области информации и связи (J) 0,046 4 1
Деятельность финансовая и страховая (K) 0,077 2 1
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом (L) 0,046 3 2
Деятельность профессиональная, научная и техническая (M) 0,015 1 1
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (N) 0,015 1 1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (O) 0,023 1 1
Образование (P) 0,062 3 3
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q) 0,069 2 2
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (R) 0,015 1 1
Предоставление прочих видов услуг (S) 0,054 3 4

».

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от «____» _________г. № ____

Изменения, которые вносятся в Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806

В перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806, внести изменение, дополнив пунктом 4 следующего содержания:

«4. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.».

Обзор документа


Доработан проект поправок к правилам осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В отношении таких мероприятий предлагается применять риск-ориентированный подход.

Работодателям будут присваиваться категории риска. От них зависит периодичность проведения проверок.

Например, если присвоена категория "высокий риск", то проверки ожидаются один раз в 3 года. При значительном риске - один раз в 4 года. В отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, проверки проводиться не будут.

Вести перечень работодателей, которым присвоены категории риска, будет Роструд.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: