В соответствии с Общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680, и Порядком организации работ по профилактике нарушений обязательных требований, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 ноября 2019 г. N 447, в целях повышения качества реализации контрольно-надзорных полномочий приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору профилактики нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии, деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования на 2023 год (далее - Программа).
2. За реализацию Программы определить ответственными:
Управление по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок;
Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов;
Управление специальной безопасности;
Управление государственного строительного надзора;
Управление государственного энергетического надзора.
3. Управлениям центрального аппарата Ростехнадзора, указанным в пункте 2 настоящего приказа:
1) обеспечить выполнение мероприятий Программы в установленные сроки;
2) не позднее 30 марта 2024 г. представить в Организационно-аналитическое управление годовой отчет о реализации Программы в части компетенции.
4. Организационно-аналитическому управлению не позднее 15 апреля 2024 г. представить руководителю Ростехнадзора годовой отчет о реализации Программы.
Руководитель |
А.В. Трембицкий |
Утверждена
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 27 декабря 2022 г. N 473
Программа
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору профилактики нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии, деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования на 2023 год
Введение
Программа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору профилактики нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии, деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования на 2023 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".
В целях конкретизации профилактических мероприятий Программа разделена на подпрограммы по каждому из следующих видов надзора:
федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии (Подпрограмма 1);
федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (Подпрограмма 2);
федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (Подпрограмма 3).
Подпрограмма 1
Профилактика нарушений обязательных требований в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
1. Цели и задачи проведения профилактической работы
Цели:
1. Предупреждение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, федеральными нормами и правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии, условиями действия разрешений (лицензий), необходимых для обеспечения безопасности в области использования атомной энергии (далее - обязательные требования).
2. Повышение культуры безопасности работников объектов использования атомной энергии в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и рекомендациями МАГАТЭ.
Задачи:
1. Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований.
2. Формирование единообразного понимания обязательных требований в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии у поднадзорных субъектов и Ростехнадзора.
2. Анализ текущего состояния поднадзорной среды
(по состоянию на 01.10.2022)
Надзор в отношении атомных станций
В 2022 году Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 47 энергоблоках 10 атомных станций эксплуатирующей организации АО "Концерн Росэнергоатом" и эксплуатирующей организации АО "Сибирский химический комбинат".
42 энергоблока имеют лицензии на эксплуатацию, из них:
35 энергоблоков находятся в эксплуатации на энергетическом уровне мощности;
7 энергоблоков находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации (блоки N 1, N 2 Белоярской АЭС, блок N 3 Нововоронежской АЭС, блок N 1 Билибинской АЭС, блоки N 1, N 2 Ленинградской АЭС, блок N 1 Курской АЭС).
3 энергоблока находятся в стадии сооружения (блоки N 1, N 2 Курской АЭС-2, опытно-демонстрационный энергоблок с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем (БРЕСТ-ОД-ЗОО).
2 энергоблока находятся в стадии вывода из эксплуатации (блоки N 1, N 2 Нововоронежской АЭС).
Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - МТУ ЯРБ) за 9 месяцев 2022 года проведено 2 614 (2 972) инспекций и мероприятий по контролю атомных станций и организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующей организации (здесь и далее в скобках указаны данные за 9 месяцев 2021 года), из них плановых проверок - 72 (91), внеплановых проверок - 123 (130), в режиме постоянного надзора было проведено 2 419 (2 751) мероприятий по контролю.
Выявлено 224 (229) нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий, 41 (33) раз применялись административные санкции, из них 32 (28) - штрафы и 9 (5) - предупреждения. Административные штрафы накладывались на юридических лиц 5 (4) раз, на должностных лиц - 27 (24) раз. Наложено штрафов на общую сумму 1 200 (1 190) тыс. рублей. В 30 (47) случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
Управлением по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора за 9 месяцев 2022 года были организованы и проведены 2 плановых проверки (комплексных инспекции) атомных станций, в т.ч. Билибинской АЭС и Нововоронежской АЭС, и 2 внеплановых проверки (целевых инспекции) выполнения ранее выданных предписаний АО "Концерн Росэнергоатом".
Проведенный анализ нарушений в части, касающейся атомных станций, выявленных за 9 месяцев 2022 года при проведении проверок управлениями центрального аппарата Ростехнадзора и МТУ ЯРБ, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии являются:
несоответствие отчета по обоснованию безопасности атомных станций (ООБ АС) реальному состоянию энергоблока (имеются расхождения, влияющие на безопасность атомной станции, между информацией, содержащейся в ООБ АС и проекте атомной станции, и реализацией проекта атомной станции в части отдельного оборудования). Нарушение пункта 1.2.8 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций" (НП-001-15), утвержденных приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2015 г. N 522. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
невыполнение программ обеспечения качества при эксплуатации АЭС в части управления документацией, соблюдения условий действия лицензий. Нарушение пункта 6 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденных приказом Ростехнадзора от 7 февраля 2012 г. N 85. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ.
В связи с высокой потенциальной опасностью объектов поднадзорных организаций, применяя принятый в международной практике "консервативный" подход при выработке регулирующих решений, а также при невозможности использования для ядерных установок критериев по установлению объема потенциального вреда (в случае обнаружения риска причинения вреда как произведения вероятности наступления негативных последствий на объем потенциального вреда) указанные типовые нарушения относятся к высокому (максимально возможному) риску в работе энергоблоков атомных станций.
Нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как аварии, и происшествий категории П01 не было. За 9 месяцев 2022 года произошло 30 нарушений в работе энергоблоков атомных станций, классифицированных в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций" (НП-004-08), утвержденными постановлением Ростехнадзора от 14 мая 2008 г. N 3, что на 6 нарушений больше, чем за аналогичный период 2021 года (24 нарушения). По результатам проведенных расследований нарушений эксплуатирующей организацией выпущены и представлены в Ростехнадзор отчеты.
За 9 месяцев 2022 года по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.
Надзор в отношении исследовательских ядерных установок
В 2022 году Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 62 исследовательских ядерных установках (далее - ИЯУ) 17 эксплуатирующих организаций различных министерств и ведомств.
Таблица N 1
Сведения о видах деятельности на ИЯУ
Тип ИЯУ |
Эксплуатация (из них в режиме окончательного останова) |
Вывод из эксплуатации |
Сооружение |
Исследовательские реакторы |
25 (2) |
4 |
2 |
Критические стенды |
23 |
0 |
0 |
Подкритические стенды |
6 |
2 |
0 |
Количество ИЯУ по виду деятельности |
54 |
6 |
2 |
Всего ИЯУ |
62 |
МТУ ЯРБ за 9 месяцев 2022 года проведено 425 (446) инспекций и мероприятий по контролю исследовательских ядерных установок и организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующей организации, из них плановых проверок - 4 (5), внеплановых проверок - 31 (34), в режиме постоянного надзора было проведено 390 (407) мероприятий по контролю.
Выявлено 123 (198) нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий, 15 (23) раз применялись административные санкции, из них 14 (22) - штрафы и 1 (1) - предупреждение. Административные штрафы накладывались на юридическое лицо 10 (10) раз, на должностное лицо - 4 (12) раза. Наложено штрафов на общую сумму 2 190 (2 680) тыс. руб. Была принята 1 (1) мера профилактического воздействия (выдано предостережение).
За 9 месяцев 2022 года Управлением по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора была организована и проведена 1 плановая проверка (инспекция) исследовательского ядерного реактора У-3 федерального государственного унитарного предприятия "Крыловский государственный научный центр".
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица. По результатам рассмотрения протокола наложен штраф на юридическое лицо на сумму 100 тыс. рублей. Выдано предписание N ПР1-ФГУП "Крыловский государственный научный центр" - ЦА/22 от 22 апреля 2022 года на устранение 34 нарушений обязательных требований.
Проведенный за 9 месяцев 2022 года анализ нарушений, выявленных при проведении проверок центральным аппаратом и МТУ ЯРБ Ростехнадзора, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований являются:
отсутствие корректировки документов по эксплуатации ИЯУ (в том числе инструкции по эксплуатации исследовательского реактора, инструкции по эксплуатации систем и элементов исследовательского реактора и инструкции по обеспечению ядерной безопасности при хранении, перегрузке и транспортировании свежего и отработавшего ядерного топлива) с учетом полученного опыта эксплуатации исследовательского реактора, введения в действие новых нормативных документов и пересмотра документов раз в пять лет. Нарушение пункта 107 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности исследовательских реакторов" (НП-009-17), утвержденных приказом Ростехнадзора от 4 августа 2017 г. N 295;
отсутствие на плане площадки ИЯУ мест расположения основных инженерных коммуникаций, оборудования и материалов для оснащения аварийно-спасательных служб и формирований, привлекаемых к выполнению работ по ликвидации последствий аварии. Нарушение пункта 34 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-19), утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 мая 2019 г. N 181.
За 9 месяцев 2022 года произошло 2 нарушения в работе ИЯУ, подлежащих учету в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок" (НП-027-10), что на 3 нарушения меньше, чем за аналогичный период 2021 года (5 нарушений).
Надзор за проектированием, конструированием и изготовлением оборудования
В 2022 году МТУ ЯРБ осуществлялся надзор за деятельностью 1 310 (1 233) организаций, оказывающих услуги эксплуатирующим организациям при проектировании, конструировании и изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии.
За 9 месяцев 2022 года проведено 272 (311) проверки, из них:
94 (117) - плановых выездных проверки с целью проверки соблюдения требований условий действия лицензий;
178 (194) - внеплановых проверок по заявлению организаций, связанных с выдачей лицензии, и другим основаниям.
Всего выявлено 132 (135) нарушения и выдано 34 (39) предписания на их устранение.
По результатам проведения проверок за нарушения федеральных норм и правил наложено административных штрафов на сумму 970 (220) тыс. рублей.
Надзор в отношении объектов ядерного топливного цикла
Под надзором Ростехнадзора находится 17 промышленных предприятий ядерного топливного цикла (далее - ПЯТЦ), научно-исследовательские, проектные организации, организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги ПЯТЦ, в том числе осуществляющие транспортирование и хранение ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также выполняющие иные работы для ПЯТЦ, на основании лицензий Ростехнадзора.
В число поднадзорных объектов входят:
промышленные реакторы - 12 (в стадии вывода из эксплуатации - 11, в режиме окончательного останова - 1);
ядерные установки по переработке ядерных материалов (добыча и переработка природного урана, сублиматное производство, разделение изотопов урана, химико-металлургическое и радиохимическое производства, производство ядерного топлива, переработка отработавшего ядерного топлива) - 21;
ядерные установки для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с использованием ядерных материалов - 16;
пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ - 8.
За 9 месяцев 2022 года проведено 648 проверок (мероприятий по контролю), из них плановых проверок - 36, внеплановых проверок - 87, в рамках режима постоянного государственного надзора - 525. Выявлено 338 правонарушений, из них 191 - в ходе плановых проверок, 1 - в ходе внеплановых проверок, 146 - в рамках режима постоянного государственного надзора.
Надзор в отношении судов и других плавсредств с ядерными реакторами и судов атомно-технологического обслуживания
Под надзором находятся 13 атомных судов (9 судов с ядерными энергетическими установками и 4 судна атомно-технического обслуживания), комплексы стендов-прототипов корабельных ядерных энергетических установок.
За 9 месяцев 2022 года было проведено 389 проверок (мероприятий по контролю), из них плановых проверок - 3, внеплановых проверок - 9, в рамках режима постоянного государственного надзора - 377. По итогам проведения проверок выявлено 11 правонарушений, из них 5 - в ходе плановых проверок, 6 - в рамках режима постоянного государственного надзора.
Надзор в отношении радиационноопасных объектов
В сфере надзора за радиационноопасными объектами находятся:
а) медицинские, научные, исследовательские лаборатории и другие объекты, на которых ведутся работы с радиоактивными веществами (далее - РВ) и/или открытыми радионуклидными источниками (далее - ОРИ);
б) комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия с закрытыми радионуклидными источниками (далее - ЗРИ), в том числе:
технологические и медицинские облучательные установки;
дефектоскопы;
радиоизотопные приборы и другие источники;
в) пункты хранения радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (далее - РАО), в том числе:
специализированные пункты хранения, пункты глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов и пункты захоронения твердых радиоактивных отходов ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами";
неспециализированные пункты хранения, расположенные на объектах использования атомной энергии;
неспециализированные хранилища, расположенные на объектах использования атомной энергии;
хранилища, предназначенные для хранения отходов с повышенным содержанием радионуклидов природного происхождения.
За 9 месяцев 2022 года в рамках надзора за радиационной безопасностью на радиационноопасных объектах проведено 1832 проверки, из них плановых проверок - 503, внеплановых проверок - 369, в рамках режима постоянного государственного надзора - 960. При проведении 172 проверок было выявлено и предписано к устранению 464 правонарушений, из них 324 - в ходе плановых проверок, 113 - в ходе внеплановых проверок, 27 - в рамках режима постоянного государственного надзора.
Характерными нарушениями требований норм и правил в области использования атомной энергии за отчетный период являются:
нарушения, связанные с организацией и проведением радиационноопасных работ, в том числе проведением производственного контроля;
нарушения требований к подготовке и допуску персонала к проведению радиационноопасных работ;
несоблюдение установленных сроков обучения, проверок знаний, получения разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии;
несоблюдение требований к безопасному хранению радиоактивных отходов. Хранение контейнеров с РАО в местах, не предусмотренных проектной и эксплуатационной документацией пункта хранения;
нарушения, связанные с контролем состояния оборудования при его эксплуатации;
нарушения требований нормативных документов к содержанию и форме документов (инструкций, положений и т.п.), разработанных для объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ);
несоблюдение требований к содержанию программ обеспечения качества;
нарушение порядка передачи и оформления информации о нарушениях в работе радиационноопасных объектов;
эксплуатация радиационных источников после завершения, назначенного (проектного) или продленного срока эксплуатации.
Непосредственными причинами, приведшими к нарушениям, являются:
ошибки организации работ, низкое качество организации работ при эксплуатации ОИАЭ;
несовершенство системы ресурсного обеспечения работ (дефицит персонала, дефицит материальных и финансовых средств);
несовершенство системы подготовки персонала (слабое знание работниками должностных функций, процедур выполнения условий действия лицензий, разработки программы обеспечения качества; несовершенство системы подготовки персонала и допуска к проведению работ, установленной в организациях);
несовершенство системы обращения с документацией (некорректность разработанных процедур контроля, проведения работ и разработки внутренних локальных документов, поддержания разработанной документации в актуальном состоянии);
отсутствие должного контроля и внимания со стороны руководства поднадзорных предприятий за соблюдением ФНП, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны должностных лиц.
Надзор за физической защитой на ядерных объектах
В 2022 году Ростехнадзор осуществлял надзор за физической защитой на 52 ядерных объектах.
В соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Ростехнадзора на 2022 год за 9 месяцев 2022 года на поднадзорных ядерных объектах (атомных станциях, предприятиях ядерного топливного цикла, научно-исследовательских и экспериментальных реакторах, на судах с ядерными энергетическими установками и атомно-технологического обслуживания) проведено 10 (7) плановых, 2 (1) внеплановых и 309 (143) проверок выполнения требований к физической защите при постоянном государственном надзоре.
В процессе инспекций выявлено 137 (153) нарушений обязательных требований и 3 (3) нарушения условий действия лицензии. 17 нарушений устранены в ходе проверок.
Несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения не выявлено.
За 9 месяцев 2022 года инспекторами МТУ ЯРБ наложено 4 (3) административных штрафа на общую сумму в размере 830 (140) тыс. рублей.
Надзор за физической защитой на радиационноопасных объектах
В 2022 году Ростехнадзор осуществлял надзор за физической защитой на 2 241 радиационноопасном объекте.
За указанный период на поднадзорных радиационноопасных объектах комиссиями проведено 379 (381) плановых инспекций, 83 (79) внеплановых и 339 (200) проверок выполнения требований по физической защите при постоянном государственном надзоре.
В процессе инспекций выявлено 50 (83) нарушений обязательных требований и условий действия лицензии (46 нарушений обязательных требований и 4 нарушения условий действия лицензии). Одно нарушение устранено в ходе проверки.
За 9 месяцев 2022 года случаев, связанных с хищением и несанкционированным использованием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, на поднадзорных объектах в ходе проверок не выявлено.
За 9 месяцев 2022 года инспекторами МТУ ЯРБ наложен 1 (5) административный штраф на сумму в размере 100 (260) тыс. рублей, вынесено 2 (2) предупреждения о недопустимости нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии.
Надзор за учетом и контролем ядерных материалов
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Ростехнадзор осуществляет надзор за 52 организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами.
За 9 месяцев 2022 года было проведено 195 проверок, в ходе которых проверялось состояние учета и контроля ядерных материалов (8 плановых проверок, 182 проверки в режиме постоянного государственного надзора и 5 внеплановых проверок).
Около 1% проверок (3) было проведено с использованием технических средств (проведение инспекционных измерений с помощью приборов неразрушающего контроля).
В процессе инспекций выявлено 104 нарушения обязательных требований и условий действия лицензий. Наложено 5 административных штрафов на сумму 380 тыс. рублей (за аналогичный период 2021 года было выявлено 1 нарушение обязательных требований и условий действия лицензий, наложено 5 административных штрафов на сумму 290 тыс. рублей).
За 9 месяцев 2022 года было выявлено 3 аномалии в учете и контроле ядерных материалов:
2 аномалии вызваны расхождением фактических и учетных данных ядерного материала;
1 аномалия вызвана превышением установленных пределов инвентаризационной разницы при проведении физической инвентаризации ядерных материалов.
Поднадзорными организациями по случаю выявления аномалии были представлены специальные отчеты и проведены расследования.
Надзор за учетом и контролем радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
В настоящее время под надзором состоят 2 359 организаций, осуществляющих учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (в число которых входят 80 региональных информационно-аналитических центров, созданных в субъектах Российской Федерации).
За 9 месяцев 2022 года инспекторами Ростехнадзора была проведена 881 проверка (404 плановых проверки, 376 проверок в режиме постоянного государственного надзора, 101 внеплановая проверка), в рамках которых проверялось состояние учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, выявлено 129 нарушений обязательных требований и условий действия лицензий. Инспекторами Ростехнадзора наложено 10 административных штрафов на сумму 470 тыс. рублей, вынесено 6 предупреждений о недопустимости нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии (за аналогичный период 2021 года проведена 841 проверка, выявлено 182 нарушения норм и правил и условий действия лицензий, наложено 8 административных штрафов на сумму 460 тыс. рублей, вынесено 2 предупреждения о недопустимости нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии).
За отчетный период получена информация о происшествиях в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов:
при выгрузке металлолома обнаружено 5 бесхозяйных радиационных источников;
на складах обнаружено 19 неучтенных радиационных источников;
утеряно 2 радиационных источника.
За 9 месяцев 2022 года случаев, связанных с хищением и несанкционированным использованием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, на поднадзорных объектах в ходе проверок не выявлено.
3. Наиболее значимые риски
Наиболее значимыми рисками являются риски аварий на объектах использования атомной энергии и риски несанкционированных действий в отношении ядерных установок, радиационных источников, ядерного материала, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и пунктов хранения.
Несанкционированное действие - совершение или попытка совершения диверсии, хищения ядерных материалов, ядерных установок, несанкционированного доступа, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя или нарушения функционирования инженерно-технических средств физической защиты.
Наиболее значимыми рисками возникновения аварий являются:
недостаточный контроль со стороны руководства эксплуатирующих организаций и организаций, оказывающих услуги эксплуатирующим организациям, за соблюдением обязательных требований в области использования атомной энергии;
низкий уровень подготовки персонала, в том числе в части знаний нормативных документов в области использования атомной энергии;
недостаток средств для обеспечения радиационной безопасности и физической защиты радиационноопасных объектов, в том числе - банкротство организаций, эксплуатирующих радиационноопасные объекты.
4. Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной среды
В качестве текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной среды, можно отметить:
ежегодный ввод в эксплуатацию энергоблоков нового поколения АЭС ВВЭР-1200 для замещения выбывающих мощностей (2017 г. - энергоблок N 1 Нововоронежской АЭС-2, 2018 г. - энергоблок N 1 Ленинградской АЭС-2, 2019 г. - энергоблок N 2 Нововоронежской АЭС-2, 2021 г. - энергоблок N 2 Ленинградской АЭС-2). В стадии сооружения находятся еще 2 энергоблока ВВЭР-ТОИ (энергоблоки N 1, N 2 Курской АЭС-2); опытно-демонстрационный энергоблок с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем (БРЕСТ-ОД-ЗОО);
останов и подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков АЭС, выработавших свой ресурс. Остановлены для подготовки к выводу из эксплуатации энергоблок N 3 Нововоронежской АЭС - в 2016 г., энергоблок N 1 Ленинградской АЭС - в 2018 г., энергоблок N 1 Билибинской АЭС - в 2019 г., энергоблок N 2 Ленинградской АЭС - в 2020 г., энергоблок N 1 Курской АЭС - в 2021 году;
реализация таких инновационных проектов, как "Прорыв" (нацелен на разработку и сооружение реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом), развитие водородной энергетики, разработка технологий и создание атомных станций малой мощности, создание термоядерных установок и гибридных термоядерных систем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2020 года N 270 "О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации";
вывод из эксплуатации ИЯУ, выработавших свой ресурс. В 2018 г. выведены из эксплуатации критический стенд МАТР-2 в Физико-энергетическом институте и исследовательский реактор АСТ-1 в Научно-исследовательском институте атомных реакторов, в 2019 г. выведен из эксплуатации исследовательский реактор MP в РНЦ "Курчатовский институт";
сохранение существенной доли нарушений обязательных требований, относящихся к техническим средствам физической защиты (в 2021-2022 гг. на ядерных объектах - до 25% от общего количества нарушений). Это связано с невыполнением поднадзорными организациями Требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. N 646, так как они связаны с необходимостью значительного финансового обеспечения.
5. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования для федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
Направлены в федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации перечни типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению.
Утверждена и размещена на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Программа профилактики нарушений обязательных требований Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2022 год.
Утвержден и размещен на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии за 2021 год.
Выпущены руководства по безопасности:
"Учет флюенса быстрых нейтронов на корпусах и образцах-свидетелях ВВЭР для последующего прогнозирования радиационного ресурса корпусов" (РБ-007-22) (приказ Ростехнадзора от 15 марта 2022 г. N 79);
"Динамический мониторинг строительных конструкций объектов использования атомной энергии" (РБ-045-22) (приказ Ростехнадзора от 22 марта 2022 г. N 84);
"Рекомендации по составу и содержанию программы вывода из эксплуатации блока атомной станции" (РБ-013-22) (приказ Ростехнадзора от 2 августа 2022 г. N 250);
"Рекомендации по выбору референтных единиц типового тепломеханического оборудования атомных станций для осуществления мероприятий по управлению ресурсом" (РБ-015-22) (приказ Ростехнадзора от 11 августа 2022 г. N 256);
"Рекомендуемые тестовые задачи для верификации программ для электронных вычислительных машин, используемых при проведении вероятностного анализа безопасности объектов использования атомной энергии" (РБ-016-22) (приказ Ростехнадзора от 1 августа 2022 г. N 249);
"Рекомендации к составу и содержанию отчета по комплексному обследованию судов и других плавсредств с ядерными реакторами и судов атомного технологического обслуживания при продлении срока их эксплуатации" (РБ-033-22) (приказ Ростехнадзора от 17 января 2022 г. N 8);
"Рекомендации по организации и проведению категорирования радионуклидных источников по радиационной опасности" (РБ-011-22) (приказ Ростехнадзора от 16 февраля 2022 г. N 44);
В 2022 году МТУ ЯРБ проводилась профилактическая работа с поднадзорными организациями по предупреждению и недопущению случаев аварийности и травматизма путем проведения семинаров, бесед, размещения информации на официальных сайтах. Ежеквартально проводились публичные обсуждения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, в которых принимали участие в том числе представители поднадзорных организаций. Информация о проведенных обсуждениях размещена на официальных сайтах МТУ ЯРБ.
По всем выявленным в ходе проверок нарушениям специалисты Ростехнадзора проводили разъяснение обязательных требований в области федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
В рамках профилактических мероприятий за 9 месяцев 2022 г. МТУ ЯРБ было выдано 99 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области использования атомной энергии.
6. Отчетные показатели
Таблица N 2
Отчетные показатели реализации Подпрограммы 1 в сфере компетенции Управления по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок
Наименование показателя |
2021 г. |
2022 г. |
Прогнозные значения на 2023 г. |
Прогнозные значения на 2024 г. |
Прогнозные значения на 2025 г. |
Разработка руководств по безопасности |
4 |
5 |
В соответствии с Госзаданием на 2023 г. |
Ожидаемые значения 2024 г. будут уточнены по результатам оформления Госзадания |
Ожидаемые значения 2025 г. будут уточнены по результатам оформления Госзадания |
Обзоры правоприменительной практики |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Таблица N 3
Отчетные показатели реализации Подпрограммы 1 в сфере компетенции Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационноопасных объектов
Наименование показателя |
2021 г. |
2022 г. |
Прогнозные значения на 2023 г. |
Прогнозные значения на 2024 г. |
Прогнозные значения на 2025 г. |
Разработка руководств по безопасности |
8 |
2 |
1 |
0 |
0 |
Проведение семинаров (вебинаров) |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Таблица N 4
Отчетные показатели реализации Подпрограммы 1 в сфере компетенции Управления специальной безопасности
Наименование показателя |
2021 г. |
2022 г. |
Прогнозные значения на 2023 г. |
Прогнозные значения на 2024 г. |
Прогнозные значения на 2025 |
Разработка руководств по безопасности |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Обзоры правоприменительной практики |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7. Перечень ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий должностных лиц управлений Ростехнадзора, осуществляющих федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
Ф.И.О., должность |
Контактные данные (телефон, электронная почта) |
Управление по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора
| |
Поляков Дмитрий Николаевич, заместитель начальника отдела оценок и лицензирования исследовательских ядерных установок |
(495) 645-94-79 доб. (53 10) D.Polyakov@gosnadzor.gov.ru |
Гутнев Сергей Иванович, начальник отдела инспекций исследовательских ядерных установок |
(495) 645-94-79 доб. (60 90) S.Gutnev@gosnadzor.gov.ru |
Исаев Николай Николаевич, начальник отдела по надзору за системами управления, контроля и надежного электроснабжения |
(495) 532-13-42 isaev@gosnadzor.gov.ru |
Мацука Эдуард Федорович, начальник отдела государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии |
(495) 645-94-79 доб. (63 10) E.Matsuka@gosnadzor.gov.ru |
Ощепков Сергей Николаевич, начальник отдела оценок и лицензирования атомных станций |
(495) 532-13-39 S.Oshepkov@gosnadzor.gov.ru |
Польдяев Владислав Александрович, начальник отдела оценок и лицензирования новых блоков атомных станций |
(495) 645-94-79 доб. (64 34) V.Poldiaev@gosnadzor.gov.ru |
Бочкарева Ольга Анатольевна, начальник отдела инспекций атомных станций |
(495) 645-94-79 доб. (64 27) O.Bochkareva@gosnadzor.gov.ru |
Ребров Евгений Павлович, заместитель начальника отдела по надзору за проектированием, конструированием и изготовлением оборудования |
(495) 645-94-79 доб. (50 22) E.P.Rebrov@gosnadzor.gov.ru |
Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов Ростехнадзора
| |
Белкин Дмитрий Юрьевич, Начальник Управления |
(495) 532-13-44 D.Belkin@gosnadzor.gov.ru |
Богданова Татьяна Юрьевна, начальник отдела (в части мероприятий, касающихся предприятий ЯТЦ) |
(495) 532-15-28 T.Bogdanova@gosnadzor.gov.ru |
Морев Михаил Николаевич начальник отдела (в части мероприятий, касающихся предприятий ЯТЦ) |
(495) 645-94-79 доб. (60-61) M.Morev@gosnadzor.gov.ru |
Захаренко Вадим Вадимович заместитель начальника отдела (в части мероприятий, касающихся транспортирования радиоактивных материалов) |
(495) 645-94-79 доб. (13-17) V.Zaharenko@gosnadzor.gov.ru |
Алёхин Михаил Александрович, заместитель начальника отдела (в части мероприятий, касающихся судов и других плавсредств с ядерными реакторами, судов атомно-технологического обслуживания) |
(495) 645-94-79 доб. (60 12) alehin@gosnadzor.gov.ru |
Панин Алексей Николаевич, советник отдела (в части мероприятий, касающихся радиационных источников) |
(495) 645-94-79 доб. (60 73) A.Panin@gosnadzor.gov.ru |
Склифасовская Юлия Геннадиевна, советник отдела (в части хранения, обращения с радиоактивными отходами) |
(495) 645-94-79 доб. (51 11) J.Sklifasovskaya@gosnadzor.gov.ru |
Управление специальной безопасности Ростехнадзора
| |
Боков Дмитрий Александрович, начальник управления |
(495) 532-15-06 D.Bokov@gosnadzor.ru |
Симонов Артем Александрович, заместитель начальника отдела по надзору за обеспечением физической защиты на радиационноопасных объектах и за состоянием антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии |
(495) 645-94-79 доб. (60 01) A.Simonov@gosnadzor.gov.ru |
Ковалёв Константин Владимирович, заместитель начальника отдела по регулированию физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов |
(495) 645-94-79 доб. (60 59) Kovalev@gosnadzor.gov.ru |
Новак Игорь Анатольевич, заместитель начальника отдела по надзору за системами государственного учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ |
(495) 645-94-79 доб. (64 03) I.Novak@gosnadzor.gov.ru |
Горин Сергей Владимирович, советник отдела по регулированию физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов |
(495) 645-94-79 доб. (51 20) S.Gorin@gosnadzor.gov.ru |
Плюснина Валерия Алексеевна, главный специалист-эксперт отдела по надзору за системами государственного учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ |
(495) 645-94-79 доб. (60 63) V.PIusnina@gosnadzor.gov.ru |
8. План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований на 2023 год
N |
Наименование мероприятия |
Периодичность проведения |
Поднадзорные субъекты |
Ожидаемые результаты |
1. |
Разработка в 2023 году руководств по безопасности при использовании атомной энергии, содержащих рекомендации по исполнению обязательных требований, предусмотренных Федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. N 1248 |
В соответствии с Госзаданием на 2023 год |
Организации, эксплуатирующие атомные станции и исследовательские ядерные установки, и организации, осуществляющие виды деятельности в области использования атомной энергии |
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
2. |
Обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии в отношении атомных станций и исследовательских ядерных установок |
Один раз в год |
Организации, эксплуатирующие атомные станции и исследовательские ядерные установки, и организации, осуществляющие виды деятельности в области использования атомной энергии |
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов о практике правоприменения |
3. |
Проведение семинаров: "Проблемные вопросы при регулировании безопасности радиационноопасных объектов"; "Вопросы соблюдения обязательных требований в области использования атомной энергии"; "Актуальные вопросы надзора за безопасностью объектов ядерного топливного цикла" |
В течение года |
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационноопасные объекты |
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
4. |
Подготовка ответов на поступившие от организаций запросы относительно выполнения обязательных требований |
По мере поступления запросов от организаций |
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационноопасные объекты |
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
5. |
Проведение профилактических мероприятий при плановых проверках организаций, включая разъяснение процедур контрольных мероприятий |
В соответствии с планом проведения плановых проверок |
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационноопасные объекты |
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
6. |
Проведение семинаров-совещаний с участием представителей МТУ и лицензиатами по вопросам выполнения условий действия лицензий (далее - УДЛ) или внесения изменений в УДЛ |
В течение года, по мере необходимости |
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационноопасные объекты |
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов |
7. |
Актуализация и размещение на официальном сайте Ростехнадзора ответов на наиболее распространенные вопросы, касающиеся выполнения обязательных требований |
В течение года |
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационноопасные объекты |
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
8. |
Участие сотрудников Ростехнадзора в совещаниях по вопросам ядерной и радиационной безопасности, а также в совещаниях, проводимых эксплуатирующими организациями радиационноопасных объектов |
В течение года, при поступлении приглашения |
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационноопасные объекты |
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
9. |
Ежегодный семинар по вопросам соблюдения обязательных требований в области использования атомной энергии, с участием лицензиатов, представителей МТУ ЯРБ и организаций научно-технической поддержки |
Один раз в год |
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационноопасные объекты |
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях, снижение числа нарушений нормальной эксплуатации объектов ядерного топливного цикла |
10. |
Размещение и актуализация на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования |
В течение года, по мере необходимости |
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационноопасные объекты |
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
11. |
Подготовка и размещение на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие |
В течение года, по мере необходимости |
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов |
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
12. |
Размещение на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" руководств по безопасности, актуализированных методических ведомственных документов (положений, инструкций, методических рекомендаций) по соблюдению обязательных требований |
В течение года |
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов |
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
13. |
Размещение на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" актуализированного перечня частых нарушений обязательных требований в сфере надзора за состоянием учета, контроля и физической защиты |
В течение года, по мере необходимости |
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов |
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
14. |
Направление в федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации перечня типовых и массовых нарушений обязательных требований, с возможными мероприятиями по их устранению, в сфере надзора за системами учета, контроля и физической защиты |
В течение года |
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов |
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
Подпрограмма 2
Профилактика нарушений обязательных требований в рамках осуществления федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства
1. Цели и задачи проведения профилактической работы
Целями проведения профилактических мероприятий в рамках осуществления федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
2) создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба;
3) повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
4) снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
5) повышение прозрачности системы федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций;
6) снижение издержек как контрольных (надзорных) органов, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольной (надзорной) деятельности исключительно путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Задачами проведения профилактических мероприятий являются:
1) инвентаризация подконтрольных субъектов (объектов);
2) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям (или инициирующих нарушения) саморегулируемыми организациями обязательных требований законодательства о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях;
3) установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от признаков, характерных для подконтрольных субъектов;
4) формирование единообразного понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной деятельности.
2. Анализ текущего состояния поднадзорной среды
(по состоянию на 19.12.2022)
Ростехнадзор осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
По состоянию на 19 декабря 2022 г. в государственном реестре саморегулируемых организаций содержатся сведения о 444 саморегулируемых организациях, в том числе:
саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания - 47;
саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации - 171;
саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство - 226.
По состоянию на 19 декабря 2022 года из национальных объединений саморегулируемых организаций в Ростехнадзор поступило 4 заявления некоммерческих организаций, по результатам рассмотрения которых в государственный реестр саморегулируемых организаций внесены сведения о 3 саморегулируемых организациях, из них:
1 саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
2 саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В 2022 году центральным аппаратом Ростехнадзора контрольные (надзорные) мероприятия в отношении саморегулируемых организаций не осуществлялись.
Территориальными органами Ростехнадзора в 2022 году в отношении саморегулируемых организаций проведено 9 плановых проверок, 11 внеплановых проверок по контролю за исполнением ранее выданных предписаний, а также 4 внеплановых поверки по поручению центрального аппарата Ростехнадзора.
По состоянию на 19 декабря 2022 года Ростехнадзором из государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствии с частью 6 статьи 55.2 и частью 12 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации исключены сведения о 2 саморегулируемых организациях:
1 саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
1 саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство.
3. Наиболее значимые риски
Типовые нарушения обязательных требований |
Степень риска причинения вреда |
Тяжесть последствий |
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований законодательства Российской Федерации при разработке внутренних документов |
Низкая |
Отсутствие обязательных к исполнению требований как для органов управления саморегулируемой организации, так и для ее членов |
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований к членству |
Средняя |
Допуск на соответствующий рынок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не соответствующих установленным законодательством требованиям, что повышает вероятность некачественного выполнения работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда |
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований по формированию компенсационных фондов саморегулируемой организации в установленном размере и размещению на специальных банковских счетах в уполномоченных Правительством Российской Федерации кредитных организациях в установленном порядке |
Высокая |
1. Невозможность возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения. 2. Невозможность возмещения ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора. 3. Отсутствие компенсационных фондов является одним из оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, что ведет к потере права заключения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями новых договоров подряда на выполнение работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства до вступления в другую саморегулируемую организацию |
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований информационной открытости: ведение реестра членов с нарушениями; неразмещение или несвоевременное размещение решений, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, внутренних документов, сведений о компенсационных фондах и т.д. |
Низкая |
Отсутствие информации о деятельности саморегулируемой организации для всех заинтересованных лиц, как следствие - снижение конкурентоспособности как саморегулируемой организации, так и ее членов, а также повышение вероятности недопуска членов такой саморегулируемой организации к заключению договоров подряда |
Непредставление сведений в целях ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в орган надзора за саморегулируемыми организациями |
Низкая |
Отсутствие информации о деятельности саморегулируемой организации для всех заинтересованных лиц, как следствие - снижение конкурентоспособности как саморегулируемой организации, так и ее членов, а также повышение вероятности недопуска членов такой саморегулируемой организации к заключению договоров подряда |
4. Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной среды
Текущими и ожидаемыми тенденциями являются повышение информированности поднадзорных организаций по вопросу соблюдения обязательных требований, снижение количества нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях вследствие проведения Ростехнадзором профилактических мероприятий, семинаров, направления разъяснительных писем.
5. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования для федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере строительства.
В целях профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении надзора за саморегулируемыми организациями Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора на постоянной основе ведется разъяснительная работа и оказывается методологическая помощь территориальным органам Ростехнадзора. Регулярно проводится актуализация размещенной на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации.
За разъяснениями требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях в Ростехнадзор обращаются граждане и юридические лица, в ходе рассмотрения обращений которых даются разъяснения по вопросам, касающимся деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, а также путем проведения профилактических мероприятий, семинаров (вебинаров), направления разъяснительных писем, размещения на официальном сайте Ростехнадзора обзора правоприменительной практики.
В рамках профилактических мероприятий за 11 месяцев 2022 г. центральным аппаратом Ростехнадзора и территориальными управлениями Ростехнадзора саморегулируемым организациям было направлено 57 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
6. Отчетные показатели
Таблица N 1
Базовые отчетные и прогнозные показатели
Показатель |
2021 г. |
2022 г. |
Прогнозное значение на 2023 г. |
Прогнозное значение на 2024 г. |
Прогнозное значение на 2025 г. |
Снижение количества нарушений саморегулируемыми организациями требований законодательства о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях относительно аналогичного показателя предыдущего года, в процентах |
10 |
15 |
20 |
20 |
20 |
7. Перечень должностных лиц Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий
Перечень должностных лиц отдела надзора за саморегулируемыми организациями Управления государственного строительного надзора, ответственных за организацию и проведение мероприятий Подпрограммы 2, приведен в таблице N 2.
Таблица N 2
Должностные лица отдела надзора за саморегулируемыми организациями Управления государственного строительного надзора, ответственные за организацию и проведение мероприятий Подпрограммы 2
Ф.И.О., должность |
Контактные данные (телефон, электронная почта) |
Чиркова Татьяна Анатольевна, советник отдела |
(495) 645-94-79 доб. (39 63) T.Chirkova@gosnadzor.gov.ru |
Русаков Илья Александрович, советник отдела |
(495) 645-94-79 доб. (30 84) I.Rusakov@gosnadzor.gov.ru |
Кустова Ксения Николаевна, главный специалист-эксперт |
(495) 645-94-79 доб. (15 37) K.Kustova@gosnadzor.gov.ru |
8. План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований на 2023 год
Таблица N 3
План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований на 2023 год при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства
N |
Наименование мероприятия |
Периодичность проведения |
Поднадзорные субъекты |
Ожидаемые результаты |
1. |
Направление писем с целью разъяснения позиции Ростехнадзора по актуальным вопросам в сфере деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства |
Постоянно, в течение года |
Саморегулируемые организации |
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
2. |
Обобщение и анализ правоприменительной практики |
Ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Саморегулируемые организации |
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
3. |
Проведение систематического наблюдения |
Постоянно, в течение года |
Саморегулируемые организации |
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
4. |
Актуализация размещенной на официальном сайте Ростехнадзора информации |
Постоянно, в течение года |
Саморегулируемые организации |
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
5. |
Проведение вебинара с территориальными органами |
Март 2023 года |
Саморегулируемые организации |
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
Подпрограмма 3
Профилактика нарушений обязательных требований в рамках осуществления федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования
1. Цели и задачи проведения профилактической работы
Целями проведения профилактических мероприятий в рамках осуществления федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования являются:
1) предупреждение нарушений саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, влекущих нарушения обязательных требований;
2) создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение нагрузки на поднадзорные саморегулируемые организации;
3) повышение прозрачности системы федерального государственного надзора;
4) снижение издержек как органа государственного контроля (надзора), так и поднадзорных саморегулируемых организаций по сравнению с проведением исключительно проверок.
Задачами проведения профилактических мероприятий являются:
1) инвентаризация поднадзорных саморегулируемых организаций;
2) выявление причин, факторов и условий, влекущих нарушения саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о саморегулируемых организациях;
3) формирование единообразного понимания обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о саморегулируемых организациях у поднадзорных саморегулируемых организаций и Ростехнадзора.
2. Анализ текущего состояния поднадзорной среды
(по состоянию на 19.11.2022)
Полномочия по осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования переданы Ростехнадзору в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2021 г. N 283 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2019 г. N 45", вступившим в силу 11 марта 2021 г.
В 2022 г. плановые проверки деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования не проводились (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля").
В соответствии с государственным реестром саморегулируемых организаций в области энергетического обследования по состоянию на 19 ноября 2022 г. деятельность в области энергетического обследования осуществляют 87 саморегулируемых организаций. Одна саморегулируемая организация исключена из государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования на основании заявления, направленного в Ростехнадзор в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Заявления о внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования в Ростехнадзор не поступали.
3. Наиболее значимые риски
Наиболее значимыми рисками в сфере федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования являются:
недостоверность результатов энергетического обследования и как следствие - причинение убытков контрагентам членов саморегулируемых организаций (физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления) в связи с недостоверностью результатов энергетического обследования;
нарушение прав и законных интересов лиц (физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления) в связи с недостоверностью результатов энергетического обследования;
нарушение конституционных прав граждан и юридических лиц на получение информации (отсутствие информации о результатах энергетического обследования у лиц, не участвующих в правоотношениях по проведению энергетического обследования, но на права и законные интересы которых оказывают влияние результаты энергетического обследования; получение данными лицами недостоверных данных об обследованных объектах по причине некачественного обследования; непредставление или представление недостоверных данных для размещения в ГИС "Энергоэффективность" и т.д.).
4. Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать воздействие на состояние поднадзорной среды
Текущими и ожидаемыми тенденциями являются повышение информированности поднадзорных организаций по вопросу соблюдения обязательных требований, снижение количества нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о саморегулируемых организациях вследствие проведения Ростехнадзором профилактических мероприятий, семинаров, направления разъяснительных писем.
5. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
В целях профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора на постоянной основе ведется разъяснительная работа, регулярно проводится актуализация размещенной на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации.
В 2022 году в адрес 3 саморегулируемых организаций в области энергетического обследования направлены разъяснения о порядке выполнения обязательных требований по внесению необходимых изменений в сведения о саморегулируемых организациях, содержащихся в государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены:
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования для федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
обзор правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования за 2021 год.
6. Отчетные показатели
Показатель |
2021 г. |
2022 г. |
Прогнозное значение на 2023 г. |
Прогнозное значение на 2023 г.# |
Прогнозное значение на 2023 г.# |
Количество саморегулируемых организаций, соответствующих требованиям статьи 18 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от общего количества саморегулируемых организаций, включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования |
- |
Нет сведений |
85% |
90% |
95% |
7. Перечень должностных лиц Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора, ответственных за организацию и проведение мероприятий Подпрограммы 3
Ф.И.О., должность |
Телефон, электронная почта |
Самородов Александр Вячеславович, заместитель начальника отдела |
(495) 645-94-79 доб. (60 56) A.Samorodov@gosnadzor.gov.ru |
8. План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований на 2023 год
N |
Наименование мероприятия |
Периодичность проведения |
Поднадзорные субъекты |
Ожидаемые результаты |
1. |
Информирование некоммерческих организаций, саморегулируемых организаций в области энергетического обследования по вопросам соблюдения обязательных требований посредством направления писем с целью разъяснения позиции Ростехнадзора по актуальным вопросам в сфере саморегулирования |
В течение года |
Саморегулируемые организации в области энергетического обследования |
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
2. |
Актуализация размещенного на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов (их отдельных частей), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования |
В течение года |
Саморегулируемые организации в области энергетического обследования |
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
3 |
Обобщение практики осуществления федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и размещение на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обзора правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования |
1 раз в год |
Саморегулируемые организации в области энергетического обследования |
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На 2023 г. обозначены мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований:
- в области использования атомной энергии;
- при ведении деятельности СРО в сфере строительства и СРО в области энергетического обследования.
Обозначена периодичность проведения таких мероприятий.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 декабря 2022 г. N 473 "Об утверждении Программы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору профилактики нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии, деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования на 2023 год"
Опубликование:
-