В соответствии с письмом Росреестра о запросе позиции относительно совершенствования законодательства в части установления возможности определения границ населенных пунктов и основания для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) в случае принятия решения органом местного самоуправления сельского поселения об отсутствии необходимости подготовки генерального плана сельского поселения, установленном частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Минэкономразвития России сообщает.
В редакции статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 января 2007 г. (вступления в силу норм Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), использовалось понятие "черта городских, сельских поселений".
Черта поселений определялась как внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.
До 1 января 2007 года установление черты поселений должно было проводиться на основании утвержденной градостроительной, а также землеустроительной документации.
Следует отметить, что часть 6 статьи 18 Кодекса, в соответствии с которой представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана введена Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования".
При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" утвержденная до введения в действие Кодекса градостроительная документация, являющаяся наряду с землеустроительной документацией одним из документов-оснований для установления границ населенных пунктов, действует в части, не противоречащей Кодексу.
Таким образом, границы населенных пунктов сельского поселения, установленные в рамках генеральных планов поселений до принятия решения в соответствии с частью 6 статьи 18 Кодекса, являются действующими.
Применительно к случаю отказа представительным органом местного самоуправления разработки генерального плана одновременно принимается решение о подготовке правил землепользования и застройки.
Следует отметить, что границы населенных пунктов, входящих в состав поселения в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью правил землепользования и застройки (часть 5 статьи 30 Кодекса). Кроме того, границы территориальных зон, также отображаемых на карте градостроительного зонирования, могут устанавливаться, в том числе по границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований (пункт 4 части 2 статьи 34 Кодекса).
Учитывая изложенное, положения Кодекса содержат альтернативу возможности внесения сведений о границах населенных пунктов в ЕГРН в случае принятия решения, предусмотренного частью 6 статьи 18 Кодекса.
В этой связи, по мнению Минэкономразвития России, внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации не требуется.
Дополнительно отмечаем, что ранее во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 г. N 31 (раздел XIV) о проведении анализа документов территориального планирования и градостроительного зонирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях Минэкономразвития России направило в Правительство Российской Федерации предложения по их систематизации и оптимизации.
В частности, Минэкономразвития России было предложено упразднить нормы Кодекса, обязывающие представительные органы местного самоуправления осуществлять подготовку генеральных планов сельских поселений. Предлагается в целях оптимизации и повышения качества документов территориального планирования на местном уровне предусмотреть в Кодексе возможность подготовки единой схемы территориального планирования муниципального района и входящих в него сельских поселений.
|
С.С. Галкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки генплана.
Границы населенных пунктов сельского поселения, установленные в рамках генпланов поселений до принятия решения об отсутствии необходимости подготовки генплана, являются действующими.
Применительно к случаю отказа от разработки генплана одновременно принимается решение о подготовке правил землепользования и застройки.
Таким образом, положения ГрК содержат альтернативу возможности внесения сведений о границах населенных пунктов в ЕГРН в случае принятия решения об отказе от подготовки генплана.
При этом Минэкономразвития хочет упразднить нормы ГрК, обязывающие представительные органы местного самоуправления готовить генпланы сельских поселений. Предлагается предусмотреть возможность подготовки единой схемы территориального планирования муниципального района и входящих в него сельских поселений.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 августа 2021 г. N 25410-СГ/Д27и "О совершенствовании законодательства в части установления границ населенных пунктов"
Текст письма опубликован не был