Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 декабря 2020 г. N 03-11-06/2/114626
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает.
О разработке специального налогового режима для предприятий общественного питания
Предлагаемая концепция предусматривает установление для предприятий общественного питания специального налогового режима, аналогичного упрощенной системе налогообложения (далее - УСН), предусмотренного главой 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом предлагается ввести пороговые значения по доходам и по остаточной стоимости основных средств - 2 млрд рублей, по средней численности работников - 1500 человек, что превышает аналогичные пороговые значения, применяемые при УСН, в 10 и более раз.
В этой связи сообщаем, что с 1 января 2021 года в связи с внесенными в главу 262 Кодекса изменениями Федеральным законом от 31.07.2020 N 266-ФЗ "О внесении изменений в главу 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" пороговые значения для налогоплательщиков, применяющих УСН, увеличены по доходам со 150 млн рублей до 200 млн рублей, по средней численности работников - со 100 человек до 130 человек.
Увеличение пороговых значений по сумме доходов, остаточной стоимости и средней численности работников в целях применения специального налогового режима предприятиями общественного питания приведет к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, положительное решение вопроса об установление специального налогового режима для предприятий общественного питания приведет к постановке аналогичных вопросов предприятиями других отраслей народного хозяйства.
По этой причине предложение об установлении специального налогового режима для предприятий общественного питания не поддерживается.
О снижении ставки налога на добавленную стоимость для предприятий общественного питания до 10 процентов
В настоящее время в Российской Федерации ставка налога на добавленную стоимость составляет 20 процентов. При этом действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость предусмотрены пониженная ставка данного налога в размере 10 процентов на отдельные социально значимые товары, в том числе продовольственные и медицинские товары, товары для детей, а также освобождение товаров (работ, услуг) социального характера.
В целях поддержки экспорта товаров, произведенных в Российской Федерации, а также наиболее значимых отраслей экономики применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов. Это способствует поддержанию и росту производства внутри страны, создает дополнительные рабочие места, увеличивает налоговую базу по другим налогам и взносам, поступающим в бюджеты различных уровней.
Поступления налога на добавленную стоимость составляют в среднем четверть доходов в разных государствах. В Российской Федерации по итогам 2019 года поступления от данного налога составили около 34 процентов федерального бюджета.
Учитывая информацию, изложенную в комментариях к пунктам 1 и 2 Обращения, принятие положительного решения по вопросу предоставления освобождения от налога на добавленную стоимость организациям общественного питания или снижения ставки налога приведет к потерям доходов федерального бюджета.
Отметим, что в условиях рыночного ценообразования, как показывает практика, снижение ставки налога на добавленную стоимость или признание различных операций не подлежащими налогообложению не приводит к снижению цен и не делает товары (работы, услуги) более доступными для потребителей.
В этой связи данные меры поддержки предприятий общественного питания не поддерживаются.
Об исчислении страховых взносов предприятиями общественного питания по тарифу 15 процентов независимо от того, включены ли они к реестр малых и средних предприятий (далее - МСП)
Одной из мер по поддержке бизнеса в период ухудшения экономической ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции является решение Президента Российской Федерации Путина В.В. по снижению на бессрочный период в два раза только для субъектов МСП тарифов страховых взносов с 30% до 15% с части выплат работникам, превышающей в течение месяца минимальный размер оплаты труда, в связи с чем был принят Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вопрос о снижении тарифов страховых взносов для плательщиков, не являющихся субъектами МСП, должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.
Реализация указанного предложения приведет к росту количества плательщиков страховых взносов, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, что повлечет рост выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, которые исходя из положений Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" должны компенсироваться из федерального бюджета.
Учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают и дополнительное увеличение нагрузки на федеральный бюджет представляется крайне обременительным, то предложения о новых преференциях плательщикам страховых взносов, не относящимся к субъектам МСП, не рассматриваются.
Д.В. Волков |
Обзор документа
Минфин не поддержал предложения:
- об установлении специального налогового режима для предприятий общественного питания;
- о снижении ставки НДС для предприятий общественного питания до 10%;
- об исчислении страховых взносов предприятиями общественного питания по тарифу 15% независимо от того, включены они в реестр МСП или нет.