Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 10 июля 2019 г. N 02-09-06/1/51182 О полномочиях Федерального казначейства при осуществлении проверок предоставления и (или) использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, имеющих целевое назначение, в органах местного самоуправления

Обзор документа

Письмо Минфина России от 10 июля 2019 г. N 02-09-06/1/51182 О полномочиях Федерального казначейства при осуществлении проверок предоставления и (или) использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, имеющих целевое назначение, в органах местного самоуправления

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу разъяснения полномочий Федерального казначейства при осуществлении проверок предоставления и (или) использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, имеющих целевое назначение, в органах местного самоуправления, и сообщает следующее.

Вместе с тем сообщаем.

Пунктом 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым в том числе относятся финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.

При этом органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. В рамках указанного контроля осуществляется проверка соблюдения условий государственных контрактов, заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении указанных трансфертов.

Исходя из положений статьи 41 БК РФ средства межбюджетных трансфертов из федерального бюджета относятся к доходам бюджета, которому они предоставлены (бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Таким образом, в случае, если средства межбюджетного трансферта из федерального бюджета предоставляются бюджету муниципального образования в составе межбюджетного трансферта из субъекта Российской Федерации, контроль за соблюдением муниципальным образованием целей, порядка и условий предоставления указанного межбюджетного трансферта осуществляется органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля субъекта Российской Федерации в рамках контроля за использованием средств межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Учитывая изложенное, действующим бюджетным законодательством не урегулирована процедура осуществления Федеральным казначейством контроля в отношении "транзитных" межбюджетных трансфертов с привлечением к ответственности муниципальных образований за несоблюдение целей и условий предоставления "транзитных" межбюджетных трансфертов и применения к ним бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Федерального казначейства.

Кроме того, обращаем внимание, что проектом федерального закона N 493988-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" предусмотрены поправки к статье 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" в части определения органов власти, иных организаций, подлежащих проверке при осуществлении контроля Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

По вопросу правомерности исследования Федеральным казначейством вопросов в сфере закупок в региональных и муниципальных учреждениях в соответствии с пунктами 2 и 3 части 9 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) сообщаем.

Согласно части 9 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом N 44-ФЗ, БК РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, осуществление контроля в сфере закупок в региональных и муниципальных учреждениях не относится к компетенции Федерального казначейства.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом "в" пункта 7 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются, в том числе государственные бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета.

Учитывая, что к полномочиям по внутреннему государственному финансовому контролю также относится контроль за соблюдением условий контрактов, заключенных в целях исполнения соглашений о предоставлении субсидий, органом Федерального казначейства могут быть выявлены действия должностных лиц, содержащие нарушения условий указанных контрактов, источником финансового обеспечения которых является межбюджетный трансферт, в том числе в части несоставления документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправления мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания, осуществления приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, с направлением объектам контроля представлений (предписаний), а также привлечением должностных лиц к административной ответственности.

Заместитель директора Департамента С.С. Бычков

Обзор документа


Бюджетным законодательством не урегулирован порядок осуществления Федеральным казначейством контроля в отношении "транзитных" межбюджетных трансфертов.

Контроль в сфере закупок в региональных и муниципальных учреждениях не относится к компетенции Федерального казначейства.

К полномочиям по внутреннему государственному финансовому контролю относится контроль за соблюдением условий контрактов, заключенных в целях исполнения соглашений о предоставлении субсидий. Орган Федерального казначейства может выявить в действиях должностных лиц нарушения условий контрактов, финансируемых за счет межбюджетного трансферта:

- несоставление документов о приемке;

- ненаправление мотивированного отказа от подписания документов о приемке.

В этом случае объектам контроля направляются представления (предписания). Должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: