Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 августа 2016 г. N 02-343 "О направлении методических рекомендаций по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок"

Обзор документа

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 августа 2016 г. N 02-343 "О направлении методических рекомендаций по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок"

В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 (абзац 2) перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N Пр-15ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. (далее - перечень поручений Президента Российской Федерации) Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры по снижению административной нагрузки на образовательные организации, в том числе, путем сокращения мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - органы государственного контроля (надзора) в сфере образования), контрольно-надзорные мероприятия проводятся в отношении образовательных организаций на основании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - План проверок).

В этой связи Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) были разработаны рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок (далее - Рекомендации).

Рособрнадзор, в целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации, полагает необходимым учитывать вышеуказанные Рекомендации в работе при формировании Плана проверок.

    А.А. Музаев

Рекомендации
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения плановых проверок

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - органы государственного контроля (надзора) в сфере образования), проводятся мероприятия по контролю (надзору) в сфере образования в отношении образовательных организаций на основании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - План проверок).

Наиболее эффективной формой контроля, позволяющей всесторонне оценить и проверить объект надзора, является выездная проверка. Вместе с тем она же является и наиболее трудоемкой, и требует значительных финансовых затрат.

Построение единой, открытой и понятной для всех системы планирования выездных проверок должно быть основано на определенных принципах, таких как:

своевременность реагирования на признаки возможного совершения правонарушений;

неотвратимость наказания в случае выявления нарушений законодательства в сфере образования;

обоснованность выбора объекта проверки.

Такой подход к планированию проверок, безусловно, способствует росту эффективности контрольных мероприятий за счет реализации обоснованного отбора объектов проверки.

В целях принятия мер по снижению административной нагрузки на образовательные организации и сокращения мероприятий по контролю, Рособрнадзор рекомендует органам государственного контроля (надзора) в сфере образования, при планировании проверок анализировать:

данные, размещенные в региональных информационных системах об уровне образовательных достижений обучающихся (результаты региональных мониторингов качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ, национальных и международных исследований качества образования и др. исследований);

данные, размещенные в региональных информационных системах об уровне квалификации педагогических работников (результаты аттестации);

результаты ранее проводившихся проверок;

информацию и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть размещены на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Также рекомендуем при проведении мероприятий по контролю не запрашивать документы, размещенные на вышеуказанных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не требующих актуализации.

При формирования Плана проверок и выборе образовательной организации необходимо учитывать следующие критерии:

наличие или отсутствие нарушений выявленных по результатам ранее проведенных проверок;

исполнение предписаний, выданных по результатам плановых и внеплановых проверок;

наличие или отсутствие обращений граждан по вопросам нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования;

наличие сведений о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере образования, поступивших от других органов государственного контроля (надзора), органов прокуратуры и др.;

наличие положительной динамики образовательных достижений обучающихся, в том числе по результатам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.;

инновационная активность образовательных организаций;

наличие или отсутствие вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования.

На основании предложенных критериев предлагаем сформировать три группы образовательных организаций.

Первая группа. Образовательные организации:

показывающие стабильно низкие результаты на уровне среднерегионального, по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.;

в деятельности которых ранее были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, включая грубые нарушения лицензионных требований;

на деятельность которых неоднократно поступали жалобы и обращения;

Вторая группа. Образовательные организации:

показывающие стабильный уровень образовательных достижений обучающихся на уровне среднерегионального, по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.,

в деятельности которых не было выявлено грубых нарушений лицензионных требований.

Третья группа. Образовательные организации:

показывающие стабильно высокий уровень образовательных достижений обучающихся на уровне среднерегионального, по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.,

в деятельности которых не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования по результатам ранее проведенных проверок, имеющие высокую инновационную активность;

на деятельность которых не поступали обращения и жалобы граждан.

При распределении образовательных организаций на группы:

а) в первую группу включаются образовательные организации при наличии хотя бы одного из критериев, входящих в данную группу;

б) образовательные организации не подпадающие под критерии первой группы, но имеющие хотя бы один из критериев второй группы, включаются во вторую группу;

в) образовательные организации, не подпадающие под критерии первой и второй групп включаются в третью группу.

Периодичность проведения и форма проверки определяются, исходя из того, в какую группу включена образовательная организация.

В отношении образовательных организаций первой группы проводятся плановые проверки не чаще одного раза в 3 года.

В отношении образовательных организаций второй группы проводятся плановые проверки не чаще одного раза в 4 года.

В отношении образовательных организаций третьей группы проводятся плановые документарные проверки, периодичность которой составляет не чаще одного раза в 5 лет.

Результатом реализации такого подхода станет:

снижение общей административной нагрузки на образовательные организации со стабильно высокими показателями качества образования и низкой вероятностью нарушений;

повышение качества проведения плановых проверок;

дополнительная мотивация образовательных организаций к повышению качества работы;

высвобождение достаточного количества ресурсов для проведения органами государственного контроля (надзора) в сфере образования профилактической работы по предупреждению и устранению нарушений обязательных требований.

При подготовке плана проверок в целях снижения административной нагрузки на образовательные организации следует рассмотреть возможность сочетания проверок при осуществлении лицензионного контроля, федерального государственного надзора в сфере образования и федерального государственного контроля качества образования.

Сформированный План проверок целесообразно рассматривать и согласовывать на общественных советах или иных коллегиальных органах при органах государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Информация о согласовании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с вышеуказанными органами и органами прокуратуры, размещается на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в сфере образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Обзор документа


Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти регионов было поручено принять меры по снижению административной нагрузки на образовательные организации, в т. ч. путем сокращения мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования.

Разработаны рекомендации по отбору образовательных организаций для включения в ежегодный план проведения проверок.

Так, целесообразно разделять организации на три группы. Первая - организации, показывающие стабильно низкие результаты работы (по итогам региональных мониторингов, исследований качества образования, государственных итоговых аттестаций, всероссийских проверочных работ и др.); юрлица, в деятельности которых ранее были выявлены нарушения законодательства; имели место жалобы и обращения.

Вторая группа - организации, показывающие стабильный уровень образовательных достижений, без грубых нарушений лицензионных требований.

Третья группа - организации со стабильно высоким уровнем образовательных достижений, без нарушений, без жалоб и обращений.

В отношении организаций первой группы плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года; второй группы - не чаще одного раза в четыре года; третьей - не чаще одного раза в пять лет.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: